Доступ к электроснабжению – один из ключевых элементов для развития бизнеса. И для России этот вопрос всегда был острым. Несомненно, тому есть объективные причины.  Например, обширная территория нашей страны, затрудняющая соединение потребляющих устройств с генерирующими энергию электростанциями, а также усиливающаяся неравномерная концентрация потребителей, которая выливается в постоянную работу питающих центров на пределе мощностей.

Но помимо сугубо технологических аспектов, затрудняющих подключение новых потребителей к электросетям, большое значение имеет администрирование процесса подключения. Для его оптимизации в 2012 г. была принята дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», все мероприятия которой в основном направлены на облегчение условий подключения к электросетям.

Позитивные изменения в процессе подключения к электросетям подтверждаются предпринимателями. Генеральный директор ООО «ЭЛЕКТРГОДВИЖУЩАЯ СИЛА» Александр Бегизов поделился, что в связи с упрощением процесса меньше клиентов стало обращаться к профессиональным организациям за помощью в присоединении. Помимо предпринимателей положительную динамику фиксируют и международные институты. Так, по данным Всемирного Банка, сейчас получить доступ к электроснабжению намного проще, быстрее и дешевле.

Валерий Шагаев, руководитель Комитета по энергетике Московского городского отделения Опоры России утверждает: «Сроки и стоимость подключения за два года сократились однозначно». Предприниматели и эксперты помогли нам разобраться, за счет чего России удалось упростить присоединение к электросетям. В ходе исследования, проведенного АНО «НИСИПП», были опрошены руководители средних предприятий, осуществлявших подключение к электросетям мощностью до 150 кВт в 2014-2015 гг.

Снижение административных барьеров

Владислав Корочкин, первый вице-президент Опоры России, утверждает, что проведенные в последние полтора-два года реформы существенно упростили процесс подключения. Действительно, если раньше для подключения нужно было пройти через десяток процедур, то теперь наиболее распространенным категориям потребителей электроэнергии, заявленная мощность которых не превышает 670 кВт, необходимо осуществить лишь 4: подать заявку, подписать договор, выполнить работы по техническим условиям и получить акты готовности. При этом лично явиться в офис сетевой распределяющей компании нужно будет лишь дважды: при подписании договора и получении финальных документов. Заявку же можно подать онлайн через личный кабинет.

Первой в России внедрять онлайн-опции стала электросетевая компания МОЭСК. Сетевые компании других регионов, например, Ленэнерго, поддержали тенденцию и тоже разработали интерактивные сервисы с целью снизить административные барьеры для ведения бизнеса. Порталы, посвященные технологическому подключению, предоставляют подробную информацию о процессе подключения, а также позволяют рассчитать приблизительную стоимость проекта и осуществить часть процедур, необходимых для подключения, удаленно.

Электронные сервисы – это большой вклад в повышение доступности информации об электроснабжении. Но и сами сетевые распределяющие компании стали более открыты к диалогу: проводят конференции и встречи, на которых разъясняют предпринимателям все вопросы, связанные с обеспечением электроснабжения и подключения к нему. То, что самостоятельно найти нужную информацию о подключении очень просто, подтверждают около трети опрошенных предпринимателей.

Нововведения экономят время и деньги предпринимателей

Упрощение процесса положительно сказалось на временных затратах предпринимателей. В качестве ключевых изменений в этом отношении экспертами выделяются объединение некоторых процедур (например, договор электроснабжения заключается параллельно с договором на технологическое подключение, что экономит около 20-30 дней), а также исключение отдельных этапов из процесса присоединения. В частности, теперь не требуется ждать проверки со стороны Ростехнадзора (еще минус 30 дней). Достаточно просто уведомить службу, какого числа объект будет введен в эксплуатацию, а дальше она сама решит, приезжать с инспекцией или нет. Кстати, помимо законодательного регламентирования, отмечаются и внутренние преобразования сетевых компаний. По словам Сергея Пикина, директора Фонда энергетического развития и члена бизнес-союза «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса», самостоятельная оптимизация бизнес-процессов на уровне менеджмента также сыграла немаловажную роль в сокращении сроков присоединения.

Однако наибольшее внимание притягивает к себе динамика показателя стоимости подключения. По оценкам экспертов, с 2011 г. она снизилась на 94%. Решающим фактором здесь является реформирование структуры тарифа на технологическое присоединение. Дело в том, что ранее в размер платы включалась инвестиционная составляющая, призванная покрывать расходы сетевых компаний на строительство и поддержание инфраструктуры. Отнесение таких затрат на тарифы по передаче электроэнергии было законодательно запрещено. В настоящий момент наблюдается обратная ситуация. С 2011 г. включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с поддержанием существующей инфраструктуры, не допускается. А в этом году изменения коснутся и строительства инфраструктуры. Так, с октября 2015 г. расходы на строительство «последней мили» (канала от существующих узлов электросетей до присоединяемого объекта) будут включаться в плату за технологическое присоединение лишь в объеме 50%, а с октября 2017 г. перестанут включаться вообще. Это изменение относится только к объектам максимальной мощностью не более чем 150 кВт, однако именно такие потребители являются наиболее многочисленной категорией.

Изымаемую из платы за технологическое присоединение нагрузку будут переносить в тарифы за передачу электроэнергии, «размазывая» расходы на всех потребителей. Но увеличение тарифов будет незначительным, по мнению Сергея Пикина, оно должно составить десятые доли процента в целом по стране. Именно в связи с тем, что инвестиционная составляющая для подключений от 150 до 670 кВт гораздо значительней и потому сильнее может сказаться на тарифах за электроэнергию, более крупный бизнес таких льгот пока не получит.

А есть ли дефицит мощностей?

Однако в этих льготах для потребителей кроется значительная угроза российской энергетике. Объем накопленных заявок на технологическое присоединение с 2009 г. равен пиковой загрузке мощностей российских электросетей. При этом, как отмечает Сергей Пикин, фактическое потребление увеличилось незначительно. Это противоречие объясняется тем, что потребители в заявках указывают мощность намного выше той, которую они затем фактически потребляют. Тем временем сетевые компании вынуждены резервировать для них мощности, что приводит к искусственному созданию дефицита мощностей. В первую очередь это негативно отражается на потребителях: как показывает опрос, порядка 15% предпринимателей сталкиваются с проблемами, связанными с выделением заявляемой мощности, и в ближайшем будущем ситуация может ухудшиться. Во-вторых, страдают сетевые компании, которые вынуждены строить под резервируемые мощности новые подстанции, цена которых – несколько сотен миллионов. Поскольку ожидаемого перетока энергии не происходит, эти расходы не окупаются прибылью, а ложатся на плечи сетевых компаний и отражаются на их долговой нагрузке и тарифах на передачу электроэнергии. В условиях новой тарифной структуры подобные злоупотребления заявителей могут привести к неконтролируемому росту расходов сетевых компаний. Выпадающие прибыли приведут либо к банкротству, либо к взрывному росту тарифов. Чтобы этого не допустить, потребителям нужно не только предоставлять льготы, но и призывать к ответственности за заявляемую мощность.

Подобным механизмом может служить оплата потребителями максимальной заявленной мощности. Суть заключается в следующем: не потребленный фактически резерв оплачивается с повышающим коэффициентом. Как поясняет Сергей Пикин, это будет создавать предприятиям дополнительный стимул отказаться от лишней мощности в пользу сетевой компании или кому-либо ее продать. Данная инициатива должна как помочь финансовой оптимизации использования электроэнергии, так и решить проблему искусственно создаваемого дефицита мощностей. По словам Валерия Шагаева, «никакого дефицита мощностей на самом деле нет, это все  выдумано».

Фундамент заложен

Большая часть сутевых актов, которые затрагивают сроки, этапность и стоимость подключения, уже принята. «Нормотворческая база изменений по самому сетевому комплексу полностью исчерпана», – отмечает Валерий Шагаев. Сергей Пикин подтверждает: в настоящее время проводится работа над ошибками, практика правоприменения набирает обороты. «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» регулярно осуществляет «контрольные закупки» с целью мониторинга фактической реализации проводимых реформ. Совсем недавно был представлен уже третий отчет, в котором, как отмечает эксперт, было зафиксировано уменьшение несоответствий реальной практики нормативным актам.

Таким образом, в результате постепенной отладки принятых реформ, в ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего снижения сроков и стоимости технологического присоединения. Как утверждает Валерий Шагаев: «Возможность сокращения сроков еще есть». Однако проблема требует комплексного решения, одного давления на сетевые компании недостаточно. В связи с этим ожидается принятие ряда НПА, направленных на потребителей. Кроме того, дальнейшая реализация мер по улучшению подключения к электросетям зависит от решения технологических проблем российской энергетики. Выступая в апреле с отчетом Правительства РФ, Дмитрий Медведев отметил, что в прошлом году система работала без сбоев, был введён рекордный для нашей страны объём современных генерирующих мощностей, а также были приняты стратегические решения по ликвидации системных проблем в отрасли. Реально оценить, насколько эти меры эффективны, можно будет через несколько лет.

Дата: 26.06.2015
Эксперты: Казбанова Елена Сергеевна, Никитченко Алексей Анатольевич
Источник: ИА REGNUM