Зачем и как поддерживать женское предпринимательство в РФ

 2014 году в России начался финансово-экономический кризис, сформированный в том числе падением цен на нефть и экономическими санкциями Запада. Сейчас мы видим падение ВВП в каждом квартале, инфляцию, девальвацию рубля. Ситуация непростая. В таких условиях необходима мобилизация всех сил экономики, для того чтобы преодолеть кризисные тенденции. В этом контексте развитие малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) — стратегический ресурс, способный быстро сформировать новые рабочие места, снизить безработицу и способствовать стабилизации социально-экономической ситуации в стране в целом.

При этом уникальную роль в МСП занимает женское предпринимательство, и особенно сейчас складываются и продолжают развиваться предпосылки для его дальнейшего развития. Производство товаров переходит в производство услуг, формируются новые модели отношений в сфере труда, возрастают потребности в развитии рынков социальных, информационных и образовательных услуг. А именно эти сферы наиболее характерны для женского предпринимательства. Так женщина становится все более востребованной обществом в роли предпринимателя в силу своих природных качеств — способности вызывать доверие, развитой интуиции, ориентацией на глубокие ценности.

Роль женщин-предпринимателей велика

Примеров успешных женщин-предпринимателей достаточно много как в российской, так и в мировой практике.

в мире:

  • Карен Барски (Woombie) — создала пеленки особой конструкции, обеспечивающие младенцам комфортный сон;
  • Сэнди Кларк (Double Blessings) — создала приспособление, скрывающее от посторонних глаз процесс кормления детей грудью;
  • Стефани Паркер (Zipadee Zip) — создала продукт, помогающий детям при переходе от пеленания к пижаме.

в России:

  • Виктория Устюгова (Floristory.ru) — свадебное агентство и мастерская по флористике и декору;
  • Екатерина Жукова (JKTravel) — агентство путешествий;
  • Елена Бредова (WOW Studio) — студия разработки и продвижения сайтов, разработки фирменного стиля, печатной продукции.

При этом, несмотря на то, что многие придерживаются мнения о том, что бизнес — не для женщин, уже сейчас женщины в качестве учредителей причастны к каждому третьему предприятию в России и обеспечивают за счет налогов большую часть бюджета нашей страны (17% по компаниям, организованным только женщинами, из всех), при этом объем выплачиваемых налогов стабильно возрастает. Это соответствует лучшим мировым практикам (например, Швеции).

Предприятия, организованные женщинами, имеют специфическую отраслевую направленность и стиль управления

Безусловно, женское предпринимательство характеризуется ярко выраженной отраслевой спецификой. К группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежат розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, предоставление персональных услуг, производство кожи, изделий из кожи, производство обуви, текстильное производство, производство одежды, выделка, крашение меха.

К основным причинам приоритетности сферы обслуживания и торговли в развитии женского предпринимательства можно отнести:

  • предыдущий опыт женщин, в том числе домашний труд, который формирует навыки и знания, адекватные работе в этих отраслях;
  • женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства;
  • женщинам труднее найти заемный капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли требуют большего объема первоначального капитала;
  • предпочтения по складу характера, имитация «домашности» в отношениях с коллегами.

Жизненный опыт и воспитание влияют не только на выбор отрасли, но и накладывают специфику и на стиль управления компанией. Данные свидетельствуют о том, что управленческие расходы микропредприятий, малых и крупных компаний, организованных женщинами, ниже, чем у аналогичных компаний (на 3%, 21% и 70% соответственно), которыми руководят мужчины. Что интересно, управленческие расходы компаний, находящихся в совместной собственности мужчин и женщин значительно ниже аналогичных расходов компаний, организованных мужчинами, и в большинстве случаев ниже расходов компаний, организованных женщинами (кроме крупных предприятий). На наш взгляд, это обусловлено тем, что наиболее эффективным является сочетание «мужского» и «женского» типов управления. Безусловно, успешные менеджеры следуют «смешанному» типу управления вне зависимости от собственного пола. Тем не менее, придерживаться «смешанного» типа управления проще, когда руководство компании включает и женщин и мужчин.

Женщинам-предпринимателям сложнее, чем мужчинам

Но, давайте обратимся к вопросу, сложнее ли все-таки женщине быть предпринимателем, чем мужчине?

В целом в процессе ведения деятельности женщины сталкиваются с теми же трудностями, что и мужчины.

Но кроме этого, есть дополнительные барьеры, препятствующие развитию женщин в качестве предпринимателей:

  • нехватка знаний и опыта ведения бизнеса;
  • отсутствие возможности всё время посвящать бизнесу, так как женщина-предприниматель вынуждена совмещать руководство своим предприятием с функциями воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, что может косвенно влиять на его успешность;
  • сложившиеся в обществе гендерные стереотипы, препятствующие восприятию её как бизнес-партнера;
  • низкий статус женщин в политике и связанные с этим ограниченные возможности.

Женщинам-предпринимателям нужна поддержка

Поскольку специфические барьеры существуют, на наш взгляд, необходима государственная поддержка. При этом поддержка должна быть направлена не на саму компанию, а напрямую на женщину-предпринимателя. Ведь в первую очередь женщинам нужна именно возможность поверить в себя, увидеть положительные примеры других успешных женщин-предпринимателей. В соответствии с этим важны такие мероприятия:

  • поддержка образа женщины-предпринимателя в СМИ;
  • глубокий анализ возможности применения материнского капитала в предпринимательской деятельности;
  • развитие предоставления услуг по организации времяпровождения детей.

Также необходимо осуществлять те меры поддержки, которые будут доступны всем МСП, но, прежде всего, создадут ценность для женщин:

  • создать автоматизированную систему мониторинга дополнительного профессионального образования для субъектов МСП;
  • создать онлайн-сервис для субъектов МСП по построению индивидуальной образовательной траектории профессионального развития;
  • стимулировать создание единой краудфандинговой платформы, в том числе по привлечению инвестиций в социально значимые проекты (прежде всего инициируются женщинами);
  • создать простые и понятные пакеты мер поддержки по всем ключевым проблемам МСП и обеспечить возможность подачи документов одновременно на несколько мер поддержки.

Дата: 13.01.2016
Эксперты: Никитченко Анна Александровна, Данько Филипп
Источник: ИА Regnum