Методология оценки рынка нанотехнологий

Уже несколько лет не утихают  споры и дискуссии по поводу перспектив развития нанотехнологий.  Приводятся оценки потенциального рынка, различающиеся в сотни раз, от десятков миллиардов до нескольких триллионов долларов к 2015 году. В данной статье мы бы хотели пояснить специфику рынка нанотехнологий, привести методологию адекватной его оценки и показать, какие именно технологии обладают наибольшим потенциалом роста и коммерческого применения.

Основной проблемой оценки рынка нанотехнологий считается определение того, что именно следует относить к рынку нанотехнологий. В основном, нанотехнологии применяются при изготовлении различных материалов, веществ с определенными заданными свойствами, которые востребованы в том или ином виде деятельности. В то же время совсем небольшая доля нанотехнологий позволяет создавать принципиально новые продукты. Поэтому перед аналитиками стоит сложная задача – определить, что относить к рынку нано:

  • материалы;
  • промежуточные продукты;
  • конечные продукты с применением нанотехнологий.

Хотя, если внимательно читать отчеты ведущих консалтинговых компаний мира, занимающихся изучением рынка нанотехнологий, можно найти подробное описание и даже оценку тех или иных уровней рынка. В целом у них схожие данные по объемам продаж конечных продуктов с применением нанотехнологий, но совершенно разные оценки промежуточных продуктов и материалов. По данным Lux Research, которых цитировал А.Б. Чубайс на нанофоруме 2010г., объем продаж продукции с применением нано составит около 2,9 трлн. $ в 2015 году или около 4% от всей выпускаемой продукции в мире.

В этой оценке есть один важный момент, связанный с самим определением нанотехнологий. Под нанотехнологиями понимаются все технологии размером менее 100нм. Но технологии в полупроводниках (основа всей электроники) уже прошли этот рубеж в начале 2000х годов. Причем это произошло естественным образом в рамках развития предыдущего технологического уклада (микротехнологий). Граница перехода на принципиально новый уровень технологий в микроэлектронике находится только на уровне 10нм, за пределы которого пока невозможно выйти, используя кремний.

Соответственно в оценке экспертов в 2,9 трлн. $ конечных продуктов с использованием нанотехнологий входят все конечные продукты, в которых используются современные полупроводники. Эти продукты по нашей оценке составят около 1,4 трлн. $ в 2015 году (объем рынка продукции с применением полупроводников – 2 трлн. $ * долю полупроводников с применением технологий менее 100нм – 70%). Тем самым, мы считаем, что эту часть рынка нужно рассматривать отдельно, так как она относится не к принципиально новым продуктам и технологиям, а является скорее неотъемлемой частью предыдущего технологического уклада.

Что же касается остальной части рынка нанотехнологий, то ее также необходимо разделять на 2 части: прорывные технологии, позволяющие создавать принципиально новые продукты и технологии, используемые для улучшения потребительских свойств существующих продуктов. По нашей оценке (был проведен анализ производителей нанопродуктов), нанотехнологии позволят создать принципиально новых продуктов не более 5% от всего объема рынка конечных продуктов с применением нано к 2015г., а в остальных 95% нанотехнологии реально составят лишь определенную долю в стоимости конечной продукции. Это связано с тем, что данные технологии применяются в уже сформировавшихся отраслях, где существуют огромные рыночные барьеры входа, которые не удастся обойти лишь разработкой новой технологии.

Единой методологии оценки промежуточных продуктов и материалов на рынке нанотехнологий нет. Как грамотно определить порядок доли нано в подобной продукции мы и опишем далее.

Для этого нам необходимо посмотреть на цепочку создания стоимости в разных отраслях промышленности. Очевидно, что наноматериалы, или промежуточные продукты с применением нанотехнологий, – это всего лишь материалы, которые закупает предприятие для производства конечной продукции. Поэтому первым этапом в нашей работе является выявление доли материалов в конечной стоимости продукции.

В разных отраслях эта доля отличается. Например, согласно отчетам ведущих производителей в автопроме стоимость материалов и промежуточных продуктов достигает 60% в конечной стоимости, тогда как в производстве одежды и обуви – не более 20%. По нашей оценке доля материалов и промежуточных продуктов в среднем составляет около 1/3 от конечной стоимости товара.  

Но самое интересное заключается в том, что нанотехнологии составляют совсем небольшую долю от всех используемых материалов. Это становится очевидным, если посмотреть, что собой представляют уже существующие нанопродукты. В основном, это покрытия, пленки, порошки, которые добавляют при изготовлении материалов для улучшения потребительских характеристик. Исходя из опросов компаний производящих  продукты с применением нанотехнологий, доля нано в материалах и промежуточных продуктах в среднем составит около 10%.

Тем самым, мы можем получить адекватную оценку мирового рынка нанотехнологий без полупроводников в 2015 году.  Согласно приведенной выше логике принципиально новые продукты составят 5%*1,5 трлн. $ = 75 млрд. $, остальные: 95%*1,5 трлн. $ * 1/3 * 10% = 47,5 млрд. $. Или суммарно примерно 122,5 млрд. $ в 2015 году.

По той же методике мы оценили долю полупроводников в конечной продукции с применением нанотехнологий. Эта доля составит 18-19%. Соответственно адекватная оценка рынка полупроводников с применением нано составляет 0,185*0,7*2 трлн. $ = 259 млрд. $

По этой методологии объем мирового рынка нанотехнологий в целом составит: 259+122,5= 381,5 млрд. $

Попробуем оценить рынок нанотехнологий другим путем.

Согласно отчету компании Frost&Sullivan, динамика мировых инвестиций в проекты, связанные с нанотехнологиями (в млрд. $) выглядит следующим образом:

Объем инвестиций в нанотехнологии.

Из приведенных выше данных видно, что за последние 20 лет все страны мира вложили в нанотехнологии чуть менее 110 млрд. $. Теперь попробуем представить себя инвестором. Предположим, что за последние 20 лет Вы вложили 110 млрд. $ в проект, по которому ожидаемая окупаемость инвестиций на данный момент составляет около 10 лет (согласно опросам, это средняя ожидаемая окупаемость на рынке нанотехнологий). Динамика вложений представлена выше. Вопрос, какой будет объем продаж через 5 лет?

Хочется отметить, что ожидаемая доходность в ближайшие годы пока что остается явно не высокой (менее 15-20%), иначе толпы венчурных инвесторов уже бы вложили свои капиталы в это направление, что пока не происходит (за исключением единичных случаев). Опросы многочисленных представителей проектов также подтверждают это предположение. Тем самым, мы ожидаем, что в ближайшее время средняя доходность инвестирования в нанотехнологии составит не более 10% годовых, скорее всего, даже меньше 5%. Хотя, нужно отдать должное, что лобистский ресурс таких организаций как РОСНАНО может значительно увеличить эту доходность.

К тому же, если взять темпы роста продаж в следующие несколько лет такие же, как темпы роста инвестиций за последние годы, а также ожидаемую рентабельность на уровне 15-20%, мы получим оценку рынка нанотехнологий в 150-350 млрд. $ в 2015 году (доходность 5-10%, окупаемость 10 лет, рентабельность 15-20%).

Обе оценки дают схожие результаты, что говорит об адекватности используемых методов. В то же время, в приведенных данных по объему инвестиций в проекты, связанные с нанотехнологиями, не учитываются инвестиции в полупроводники, осуществляемые крупными корпорациями. Исходя из этого, видно, что сопоставимые результаты по 2-м методам получаются при средней ожидаемой доходности инвестиций на уровне 3-5%, как мы и предполагали выше.

Тем самым мы получили адекватную методологию оценки рынка нанотехнологий:

Мировой ВВП*«Доля продуктов с применением нано в мировом ВВП»* «Доля материалов»* «Доля нано в материалах» + объем рынка прорывных технологий + объем рынка нанопродуктов в полупроводниках.

Причем, к прорывным технологиям необходимо относить только те технологии, с помощью которых появляется возможность создать новый рынок, новый крупный сегмент рынка или занять лидирующую позицию на существующем рынке.

В то же время, при оценке рынка нанотехнологий мы хотим обратить внимание на некоторые нюансы.

Во-первых, если не учитывать полупроводники, наибольшую долю рынка нанотехнологий займут принципиально новые продукты (конечные) в новых отраслях или новых сегментах отраслей. Согласно нашей оценке 5% нанотехнологий займут более 60% рынка к 2015г. и их доля будет расти в долгосрочной перспективе. Поэтому для определения потенциальных инвестиций необходимо находить те отрасли и те технологии, которые позволят совершить прорыв и создадут новые растущие рынки. Например, солнечная энергетика.

Во-вторых, развитие рынка нанотехнологий создаст огромные внешние эффекты для развития всей мировой экономики, по масштабам значительно превосходящие объем рынка нанотехнологий. Этот эффект будет сопоставим с развитием микротехнологий. Когда появление и развитие компьютеров, интернета и мобильной связи привело к существенным изменениям мировой экономики, и, конечно же, к более быстрому экономическому росту.

Но если развитие микротехнологий привело к значительному снижению стоимости обработки и передачи информации, то развитие нанотехнологий приведет к значительному увеличению эффективности имеющейся промышленности, а также к окончательному переходу экономики от экономики ресурсов к экономике знаний. То есть, к значительному снижению влияния природных ресурсов на экономику и увеличению влияния человеческого капитала (об этом подробнее в статье "наше видение развития мировой экономики").

Поэтому для государства инвестирование в нанотехнологии действительно принесет огромный экономический эффект, основой которого будет внешний эффект от значительного увеличения эффективности экономики в целом, а не масштабное производство нанотехнологий. В то же время появление принципиально новых продуктов и зарождение новых отраслей создаст возможность для значительного изменения распорядка сил в мире.

Именно оценкой этих двух аспектов (оценкой внешних эффектов и выявлением прорывных технологий) и следует заняться в ближайшей перспективе. Более того, мы считаем, что эта задача должна быть приоритетной для РОСНАНО.

Гонку технологий выиграет не тот, кто больше вложит ресурсов, а тот, кто сможет адекватно оценить влияние на экономику развития рынка нанотехнологий и выберет более эффективную стратегию!